Издержки профессии

Как научиться лучше фотографировать?
Как научиться лучше фотографировать?

Фотограф

Как научиться лучше фотографировать?

Без предисловий перейдем по пунктам к тому, что дает хороший результат на фотоснимке в первую очередь? Какие есть предпосылки для качественного фото?

1. Светочувствительный материал. В большинстве случаев следует применять фотопленку средней чувствительности — 17—21° ДИН. Такая фотопленка бывает изопанхроматической. Она почти правильно передает тональность объекта съемки. Светофильтр в этом случае применяют только при очень светлом небе и предпочтительно светло-желтый. При этом экспозицию требуется удлинить примерно вдвое.

2. Степень освещенности сюжета. Измеряют ее фотоэкспонометром или прикидывают на глаз.

3. Диафрагма. С ее помощью регулируют глубину резкости изображаемого пространства.

4. Затвор. С его помощью меняют выдержку в зависимости от скорости движения объекта. Соотношение между дифрагмой и экспозицией регулируют степенью освещенности светочувствительного материала.

Так выглядит профессиональный фотограф с кучей международных премий! Если вы думаете, что это модная профессия, то вы глубоко ошибаетесь.

Большую величину диафрагмы (т. е. меньшее отверстие) выбирайте в том случае, если требуется большая глубина резкости. Большей скоростью затвора (т. е. более коротким временем освещения) пользуйтесь тогда, когда хотите сфотографировать предмет в очень быстром движении.

5. Расстояние — наводка на резкость. Главная деталь снимка должна быть четкой. Поэтому при съемках всегда необходима точная фокусировка с обеспечением должной глубины резкости.

6. Спусковой механизм фотоаппарата. Он играет такую же важную роль, как и спусковой крючок у ружья. Работать он должен легко, без заедания. Нажимать на спуск надо спокойно, не торопясь, не нервничая. Иначе снимок будет нерезким, смазанным.

7. Перевод фотопленки. Тотчас же после съемки необходимо спокойно, без рывков, перевести фотопленку на новый кадр. Современные фотоаппараты имеют блокировку, благодаря которой невозможно снять дважды на один кадр.

Не всегда хорошая фотография гарантирует благодарность от клиента!

Быстрота и естественность — необходимые предпосылки успеха

Действия и рассуждения технического характера нужно свести к минимуму:

  1. Светочувствительный материал — исходная константа ваших снимков.
  2. Интенсивность освещения в один и тот же час дня в равных погодных условиях для серии кадров одна и та же. Достаточно измерить ее один раз, чтобы потом только корректировать.
  3. Диафрагма.
  4. Выдержка.
  5. Резкость.

Их настройку объедините в одно действие, поскольку основная установка диафрагмы и выдержки должна быть выполнена заранее (их величины достаточно затем лишь корректировать).

Теперь остается навести на резкость и нажать спуск. При хороших условиях освещения удобно перейти к так называемой двухточечной наводке на резкость: диафрагма, по крайней мере, 8, выдержка не ниже 1/50 с, при установке удаленности на 3 м все будет резко в диапазоне от 2 до 5 м; то же на 10 м — все резко от 5 м до оо. Достаточно нажать спуск и перевести пленку, взводя затвор для следующего кадра.

Очень хорошо потренироваться с незаряженным фотоаппаратом, для того чтобы отработать автоматичность действий. Вот тогда вы сможете все внимание уделять содержанию — сюжету съемки.

Концентрируйтесь на съемках, но не забывайте про окружающий мир!

Качество снимка зависит, разумеется, от исправности фотоаппарата. Самим не рекомендуется ни разбирать, ни чинить его. Объектив должен быть чистым, иначе не получится резкого изображения. Пузырьки в стекле не мешают работе объектива. Объектив следует чистить осторожно, мягкой стираной льняной тряпочкой, которая не оставляет ворсинок, или мягкой кисточкой.

Частая чистка объектива, однако, вредит ему. Поэтому по возможности надо защищать объектив крышкой или светофильтром. Не рекомендуется оставлять затвор надолго взведенным. Никогда и ничем нельзя смазывать затвор!

Прежде чем зарядить фотопленку, удалите из фотоаппарата кусочки бумаги или фотопленки, почистите его внутри мягкой кисточкой или выдуйте пыль, пользуясь резиновой грушей.

Пустынные съемки всегда заканчиваются тем, что из фотографа-любителя вы медленно превращаетесь в профессионального уборщика!

Никогда не оставляйте фотоаппарат и упакованные фотоматериалы в сыром месте или на солнце. Это вредит и пленке. Прочный футляр защищает фотоаппарат — его механизм и объектив — от ударов, плохой погоды, грязи и пыли. Работать с фотоаппаратом удобнее, когда он без футляра. Вот, пожалуй, и все основные принципы, которые при возможности должен соблюдать профессиональный фотограф, что результат получился отменным.

И не заваливайте горизонт, Богом прошу!